Положение по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" ПБУ 13/2000 является приложением
к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000
N92н. По заключению Минюста России от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не нуждается в государственной регистрации. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г. В тексте приведено приложение к приказу - ПБУ 13/2000.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила
формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании
государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям
(кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами
по законодательству Российской Федерации (далее организации),
и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной
организации в результате поступления активов (денежных средств,
иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве
экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах,
установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих
доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую
деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние
на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление
налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов,
инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется
информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций,
субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства),
бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек
и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств),
включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств
(земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в
прочих формах. Информация о государственной помощи формируется
независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств
или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются
на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой,
строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов
(основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться
дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных
видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные
средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных
расходов.
II. Учет бюджетных средств
5. Организация принимает бюджетные средства,
включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому
учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией
будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией
договоры, принятые и публично объявленные решения, технико - экономические
обоснования, утвержденная проектно - сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением
могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных
ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки -
передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи
в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются
к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или
подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или
подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены,
по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает
стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии
с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете
как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим
средствам. По мере фактического получения средств соответствующие
суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных
средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере
фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных
вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования
как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных
средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации,
в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования
производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов
- на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов,
подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение
периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления
бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих
амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование
учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов
внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в
течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов
в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации
как внереализационные доходы;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов
будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально
- производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления
других расходов аналогичного характера с последующим отнесением
на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных
запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание
услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов
аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных
условий, то период, в течение которого производится списание суммы
со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя
из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке
на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие
отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по
таким средствам и увеличение финансового результата организации
как внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные
с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами,
рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому
учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98 (утверждено
Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован
в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
/Примечание:
Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 57н утратил силу с вводом в
действие Приказа Минфина РФ от 28.11.2001 N 96н, которым утверждено
новое Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной
деятельности" ПБУ 8/01./
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но
достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления
этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются
возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения
достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия
их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми
организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом
же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего
Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные
записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми
организация должна возвратить средства, полученные в качестве
государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую
возврату, производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных
расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение
задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые
результаты организации и восстанавливается целевое финансирование
на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов,
которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов -
в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности
по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий
остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует
вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение
финансовых результатов организации и возникновение задолженности
по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит
от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства,
активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления
их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной
помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации,
отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для
учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе
предусматривается, что при выполнении определенных условий организация
освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная
уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие
средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением
для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть
обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной
основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы
с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена
от нормальной хозяйственной деятельности организации (например,
государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской
отчетности считается прочими формами государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности
для характеристики финансового положения и финансовых результатов
деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности
в пояснительной записке.
IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств целевого
финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов"
либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве
доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе
внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации
в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве
доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего
Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в
составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых
лет, признанных в отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию,
как минимум, следующая информация в отношении государственной
помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском
учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация
прямо получает экономические выгоды;
не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления
бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и
условные активы.